Наставничество в школе
Повышение качества современного образования связывается с решением множества задач: профессиональное развитие педагогов, обеспечение успеха каждого ученика, создание в образовательной организации материально-технических и психолого-педагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе и др. Одним из инструментов выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации является наставничество. Благодаря наставничеству, возможно обеспечить профессиональный рост педагогов (в данном случае речь идет о наставничестве в системе "учитель – учитель").
Функции наставничества
- Развитие профессионального становления личности молодого учителя, его профессионального мастерства
- Воспитание педагогической культуры, культуры делового общения
- Совершенствование имеющихся профессиональных компетенций с учетом анализа результатов осуществления профессиональной деятельности
- Оказание помощи в адаптации к условиям реальной педагогической деятельности, корпоративной культуре в образовательной организации
- Оценка профессиональной деятельности молодого специалиста или педагога, испытывающего профессиональные затруднения и имеющего профессиональные дефициты
- Оказание моральной и психологической поддержки, мотивации в преодолении возникающих профессиональных трудностей
- Содействие в освоении эффективных педагогических практик с различным контингентом обучающихся, родителей
Этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста
Можно выделить следующие этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста:
- Прогностический: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста
- Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста
- Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей